Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
05-04-2012 16:37
(ссылка)
Это спам
Как сделать чтобы в проходах между грядками трава не росла?
Совет от Игоря Лядова
На фото Вы видите грядки с садовой земляникой под чёрной плёнкой. Это удобно, борьба с сорняками отпадает. Под плёнкой сохраняется влага, весной быстрей прогревается, значит раннее плодоношение и т. д.
Вокруг грядок Вы видите газон, который я подстригаю триммером. Но есть места труднодоступные или не удобные для подстрижки, это между двух грядок. Мы называем их проходами. Многие борются с травой, выдирая её вручную (руками) или всевозможным садовым инструментом. Это отнимает много времени, сил. Предлагаю один из способов мульчирование проходов, чтобы надолго забыть о них. Таким способом пользуются многие огородники.
Стелем в проход газеты, журналы или картон.
На газету в несколько слоёв, засыпаю опилки. Которые купил (2 мешка по 10 рублей)
Толщиной 2-3 см. Разравниваю граблями.
Чтоб ветер не раздул опилки, сверху сыплю песок. Который набрал на берегу реки "Амур".
Толщиной 2-3 см. Разравниваю граблями.
Теперь этот участок земли (две грядки и проход между ними) у нас не будут отнимать времени на прополку травы. Вы можете заниматся более важными делами.
Удачи Вам!!!
страница Игоря Лядова на mail.ru
Метки:советы, лядов
Написать комментарий Подписаться на комментарии Пригласить Рейтинг 18
Татьяна Кульга 05-04-2012 16:46 (ссылка) Это спам Re: Как сделать чтобы в проходах между грядками трава не росла?
Отличный вариант и доступен почти каждому.Спасибо за идейку Виктору Лядову. Вам,что поделились с нами.
ответить (с цитатой)
елена семенова 05-04-2012 18:44 (ссылка) Это спам Re: Как сделать чтобы в проходах между грядками трава не росла?
Если автор поста не возражает, хочу внести свои коррективы. Газета очень не прочна, если не порвётся под ногами, размокнет после первого полива или дождя. Надёжнее набросать отслуживший свой срок укрывной материал. Но не в коем случае не используйте линолеум, рубероид, полиэтилен и т. д., очень скользко получится, даже под опилками. И ещё ,из моего опыта, нет смысла переводить песок, опилки и так никуда не денутся, если их первое время поливать, потом утопчутся, будут как асфальт.
ответить (с цитатой)
Свернуть
Елена Величко 06.04.2012 07:55 (ссылка)Re[2]: Как сделать чтобы в проходах между грядками трава не р
Спасибо, действительно этот вариант кажется более практичным и эффективным. Совершенно точно могу подтвердить, что опилки не разлетаются, я несколько лет дорожки просыпаю опилками, постепенно они втаптываются в землю, тогда добавляю еще. подстилка действительно будет способствовать более долгому использованию опилок на тропинках, зато через год можно добавлять в грядки.
ответить(с цитатой)
Анастасия Никитина 06.04.2012 12:43 (ссылка)Re[2]: Как сделать чтобы в проходах между грядками трава не р
Ой нет, укрывной -- отказать. Врастает в землю так, что потом не выковыряешь. Газета в несколько слоев под опилочным слоем лежит прекрасно, даже осенью неперегнившие куски остаются.
ответить(с цитатой)
елена семенова 06.04.2012 15:56 (ссылка)Re[3]: Как сделать чтобы в проходах между грядками трава не р
Как понять врастает? У меня уже несколько лет лежит. Собственно говоря, нет необходимости его от туда убирать. Грядки стационарные. Опилки можно долго не менять они же хвойные, долго не гниют. На крайняк, собрал сверху и заменил на новые.
ответить(с цитатой)
Надежда Антошкина 06-04-2012 12:45 (ссылка) Это спам Re: Как сделать чтобы в проходах между грядками трава не росла?
У меня все проходы между грядками выстланы старым линолиумом уже 18 лет. На зиму его не убираю.Он долговечен. Если нужно переделать план грядок, просто скатываю его, а потом расстилаю. Мне удобно и нет проблем с сорняками.
ответить (с цитатой)
Белик Елена 06-04-2012 16:03 (ссылка) Это спам Re: Как сделать чтобы в проходах между грядками трава не росла?
А я ложу старые ковровые дорожки.
ответить (с цитатой)
Написать комментарий
http://my.mail.ru/community/smolsad/3B535D5AACF9504D.html
По просьбе многих моих друзей расскажу вам, как я выращиваю овощи. Таким способом уже садят многие дачники. Постараюсь вам объяснить. Я работаю, поэтому на дачный участок могу выезжать только на выходных. При этом надо отдохнуть после трудовой недели, покушать шашлык, попариться в бане, ну и маленько потрудиться на земле.В настоящее время в садоводстве существует несколько проблем: Плодородие почвы падает. Земля становится плотной, истощенной и имеет серый цвет. Падение плодородия влечет за собой уменьшение собираемых урожаев.
Применение минеральных удобрений и ядохимикатов ведет к заражению почвы, воды, воздуха и продуктов питания, что приводит к болезням людей.
Традиционная агротехника, применяемая большинством садоводов, очень трудоемкая. А это снижает интерес к садоводству среди молодежи.
Тем не менее, все эти проблемы достаточно легко решаются, если вместо традиционного земледелия применяется Природное. Такая агротехника не только сохраняет, она еще и восстанавливает плодородие почвы. Следствием является повышение урожайности садовых культур. Минеральные удобрения не применяются, что сохраняет чистоту Природы и сохраняет здоровье человека. Ряд садовых операций в природной агротехнике применяется реже, чем при традиционной. А некоторые в ней совсем отсутствуют. Все это снижает трудоемкость обработки земли и ухода за растениями.
На мой взгляд, важнее вернуться к природе и забыть постулат, будто почву нужно пичкать удобрениями, терзать лопатами и посыпать ядохимикатами. Естественное земледелие – это прежде всего, щадящая обработка почвы, защита её от перепада температур, возвращение питательных веществ, которые земля щедро отдала растениям.
Каждый год весной, приезжая на свой дачный участок, мы сеем или высаживаем овощи на свои грядки. Размер грядки шириной от 1,4 метра до 2 метров, дорожки между ними от 20 см. до 40 см. максимум. Это называется традиционный способ посадки овощей на грядку. Растение на таких грядках, особенно в середине, часто болеют, подвергаются загниванью, от этого плохо развиваются, овощи мелкие, долго не хранятся. Зато для вредителей ослабленное растение и хорошее питание, и возле него можно отложить потомство. Полоть, обрабатывать такие грядки одно мучение.
Но на такой грядки я увидел одну положительную сторону. Крайние растение, относительно тех, которые расположены в середине, выглядели более достойны. Более крупные, не подвержены болезнью и их удобно пропалывать, прорежать и т.д.
Так же я задумался ещё над одним фактором. Одиночное дерево по аллеям в черте города, никто его не подкармливает, листву которое оно скидыват и то стараются убрать для внешнего вида и красоты. Хотя это листва могла бы служить подкормкой дереву. Так за счёт чего это дерево существует и где оно берёт питание? За последние годы учёные установили, что растение около 60% берут питание из воздуха. Это конечно интересно.
Непредсказуемость нашего Дальневосточного климата, высокие перепады температур, ночных и дневных, засушливое или дождливое лето, чрезмерное выпадение осадков к концу августа и начало сентября подтвердило выбранные мной за долгие годы проб и ошибок приёмы возделывания овощей.
Я пришёл к выводу о том, что нужно искать другой способ менее трудоёмкий, но при этом с возможностью получать более высокие урожаи. Я совместил две технологии.
1. «Узкие гряды – уникальная технология овощеводства для малых площадей».
2. «Агротехника природного земледелия».
Я укрепился во мнении, что именно органика может раскрыть все возможности растений, экономя силы и время. Только на хорошем компосте можно увидеть и оценить качество западных и отечественных сортов: большинство из них создаются для органической почвы. Уверен: от органики нам никуда не деться. Всего то и делов: научиться компостировать и ещё устроить стационарные грядки – один раз на много лет.
Овощеводство на узких грядах была разработана Дж. Митлайдером в 70-е годы прошлого века и привезена автором в Россию в 1989 году.
Но слепое копирование приёмов и советов, даже самых лучших, ни к чему не приведёт. Должен быть творческий подход и к пониманию биологических закономерностей самой культуры, и процессов, происходящих при её возделывании. У Митлайдера один недостаток (это моё мнение) при использовании минеральных удобрений вкус плода - неестественный. Чтобы исправить это – я вместо минеральных подкормок использую перегной, золу, навоз, настой трав и т.д. (я сторонник органических удобрений). Я за чистый экологический продукт.
Но не надо воспринимать минеральное удобрение как отраву. Единственное соблюдайте дозу. Лучше не докормить растение, чем его перекормить.
За что особенно благодарен я Дж. Митлайдеру – это за разработку узких грядок. Хотя Митлайдер не рекомендует ставить короб на узкие грядки, я всё таки сколотил короба. Сама природа подсказала мне это. Весной многие дачные участки затопляет, вода не успевает сходить, в проходах стоит вода. Такая же проблема у нас и в конце августа и начале сентября – дожди льют днём и ночью. Да и в середине лета дождь может лить 2 – 3 дня, а может за полчаса залить весь огород.
Поэтому поднятие грядки на 15-25 см. выше дорожки - решает эту проблему. Ширина гряды 60 – 100 см., длина произвольная. Промежуток между грядками 60 - 80 см. Это только кажется, что земля в проходах гуляет без пользы. Именно проходы и работают, да ещё как!
Овощной контейнер – это высокая грядка, стенки которой сложены из кирпича, брёвен, бруса, доски, камня, шифера … Грядки вытягиваются с севера на юг. Проходы между ними можно замульчировать песком, опилками, рубероидом и т. д. Я предпочёл газон, который раз в месяц стрижу триммером. Некоторые проходы я засыпал опилками. Красота огорода никого не оставляет равнодушным. Сорняков нет, участок чист и красив.
Ящик – короб заполняется органикой. Вниз кладутся растительные остатки (трава, солома, листва), затем компост или навоз, или проливаем настоями трав и тому подобное; в верхний слой кладётся земля с проходов. Таким образом, заполняется короб.
Каждая грядка - это 2 ряда овощей, посаженная вдоль краёв в шахматном порядке между овощами. В этой геометрии скрыт огромный резерв продуктивности, давно замечено: крайнее растение развивается чуть не вдвое лучше тех, что в середине – у них гораздо больше света и пространства для роста. А тут – все растения крайние. Широкое междурядье и нужно для того, чтобы дать им свет и простор. Маленькая площадь органики даёт больше, чем большая площадь почвы. Тот, кто хотя бы один сезон поработал на узких грядах, убеждается в огромных возможностях этого метода и уже просто не может вернутся к традиционной технологии. Работая на грядах, человек испытывает радость не только от хорошего урожая, но и от самого процесса выращивание овощей.
Красота огорода, который больше похож на парк, никого не оставляет равнодушным. Сорняков нет, участок чист и красив.
В два ряда в шахматном порядки я сажу капусту, баклажаны, перец, томаты и т. д.
В четыри или в три ряда я высаживаю лук, чеснок, свеклу, салаты, редис, морковь и т.д.
Недостатки Требует материальных затрат в первый год на постройку грядки. Этот малюсенький недостаток делает контейнер недоступным большинству дачников.
Преимущества
Така грядка работает несколько лет, можно сказать вечно (пополнять её отходами, растительными остатками, листвой и т. д.). После выкопки, сейте сидераты. При посадке не надо в лунку вносить ни компост, ни перепревший навоз. Такая грядка сама является компостом.
Перегной не вымывается, так как грядка огорожена.
По мнению многих агрономов 60 – 80 % растение получают питание из воздуха, поэтому большие проходы играют значительную роль в биологическом процессе растения. Культура получает хорошую освещённость и достаточный поток воздуха.
Около 30% растение получает питание с земли. Естественно что на узкую грядку расход органических и минеральных удобрений расходуется в 2 раза меньше, относительно стандартной грядки. При этом урожай на много выше вы получите с узкой грядки. Я проверял это в течении нескольких лет и это видно по моим фотографиям.
Содержит большой объём питательных веществ, запас влаги
Удобен полив.
Нет застоя воды
Не требует окучивания,
Не требует прополки – если грядку замульчировать
Не требует перекопки, только рыхление на 7 – 10 см.
Можно производить раннею посадку, так как грядки весной прогревается быстрее, чем обычная
На узких грядках легко делать севооборот. Где в прошлом году садили лук, в этом году можете посадить морковь или капусту. Грядки все одной ширины.
Урожайность повышается на 100% и выше.
Клубни, корнеплоды чистые без видимых признаков болезней
Красива и удобна в работе.
Занимает минимум места, не создаёт грязи и беспорядка.
очень удобно делать укрытие пластмассовыми дугами, которые продаются в семеноводческих магазинах. Ставим 2 колышка с обоих сторон грядки и одеваем на них дугу. Расстояние между дугами около метра. В зависимости от длины грядки вы устанавливаете нужное количество дуг. Поверх дуг можно использовать укрывной материал или плёнку, пока не минует угроза заморозков.
Вот эта система узких грядок и позволяет мне получать постоянно высокие урожаи, независимые от капризов погоды и условий самого участка.
Игорь Лядов 04-05-2011 13:28 (ссылка) Это спам
Re: Теплые грядки
Наталья, я думаю Вы грядки маленько не правильно сделали. При поливе вода вместе с землёй будет на тропинку сливаться. Доска должна лежать двёрдо на земле, а не на возвышенности. Сделайте в две доски и осадите до уровня тропинки или одну доску осадите. Тропинки желательно замульчировать.
ответить (с цитатой)
Свернуть
Ирина Матвеева-Зонова 04.05.2011 14:03 (ссылка)
Re[2]: Теплые грядки
Те, чтоб не было зазора между бортом и дорожкой?
ответить(с цитатой)
Наталья Ерохина 04.05.2011 17:28 (ссылка)
Re[2]: Теплые грядки
Мы купили доски 32*150*6(метров)-одна доска-стоит 207 руб.Взяли 6 досок,добавили своего материала и у нас получилось 6 небольших грядок.Положили на землю(земля была унавожена,засыпана золой и немного супесью,а потом посажены сидераты).Две грядки -с прелыми листьями,улитыми фитоспорином.Туда посажены томаты,перец,потом полила из лейки теплой водой,и засыпала шелухой.Земля ,(через 3 дня проверила)ещё влажная.Мне понравилось садить в коробаОсенью посмотрю на результат.В проходы между ящиками заложила старую траву,ветки малины и обрезаные здоровые веточки деревьев,тоже пролила фитоспорином и положила доски(чтобы ноги не вывернуть пока трава не утопчется.),туда же буду выливать воду(в домике руки моем под рукомойником и ведрами выносим),туда же будут лететь и пищевые отходы(не буду делать компостную кучу в этом году),а на будующий год посмотрю.
ответить(с цитатой)
Игорь Лядов 05.05.2011 01:34 (ссылка)
Re[3]: Теплые грядки
Если нет мышей то отходы пищевые лейти, а если есть мыши, то я бы воздержался лить пищевые отходы. У нас в этом году мышей много.
ответить(с цитатой)
Наталья Ерохина 05.05.2011 22:53 (ссылка)
Re[4]: Теплые грядки
О-О! Тогда не буду рисковать.Мышей действительно много.Придется сделать компостную ямку.
ответить(с цитатой)
ирина каштанова 06.05.2011 10:28 (ссылка)
Re[3]: Теплые грядки
У меня такие короба с первого года моего участка. Очень удобно и аккуратно. Но между гряд ничего не укладывала., только лежит рубероид, чтобы не было сыро. Иначе можно слизней и мокриц развести всякими отходами. Там где нет рубероида, просто растет трава, которая косится триммером.А водой от мытья рук я в прошлом засушливом году спасалась-вся вода шла под кустарники и деревья. В прошлом году любая влага была дорога. Ей, кстати, можно с успехом поливать муравейники.
ответить(с цитатой)
Наталья Ерохина 06.05.2011 19:42 (ссылка)
Re[4]: Теплые грядки
Ирин,у меня вода мыльная уходила в компостную яму,а теперь-в яме будет грядка(земля классная получилась-хоть сам горстями лопай)а воду девать ещё не знаю куда,вот и спланировала в междуГрядья.А ещё бывает и" ночной горшок "в яму летел.Ну точно придётся новую яму делать.
ответить(с цитатой)
ирина каштанова 08.05.2011 21:14 (ссылка)
Re[5]: Теплые грядки
Нет, у меня компостная куча, а не яма. Сегодня ее перелопатила, перегной хороший получился, теперь можно по грядкам разносить. и новые отходы собирать. А "ночной горшок" в дело пускать святоеМыльную воду я сейчас поливаю в мышиные и кротовьи ходы за изгородью.
ответить(с цитатой)
Наталья Ерохина 08.05.2011 21:37 (ссылка)
Re[6]: Теплые грядки
Ирин,у меня яма на штык лопаты ,а потом там грядка будет с перегноем(ну где то через два годика).Байкал туда не лью,т.к.бывает хлор и щелочь(мыло),зато "мочевина" из горшка летит туда в первую очередь.
ответить(с цитатой)
Наталия Колосок 04.05.2011 23:32 (ссылка)
Re[2]: Теплые грядки
Игорь, спасибо за ответ, я все учту. В основном я "заболела" этими грядками, увидев ваши. Доски потом нарастим, мы об этом тоже думали, пока пусть так побудут, там довольно толстый слой соломы заложен, ниже уровня земли, но сверху слой земли не очень толстый (как мне кажется). Ничего, если корни растений будут соприкасаться с соломой? Она не перегнившая, только полита Байкалом. И как быть с корнеплодами все-таки. Можно сеять или лучше в этом году посеять как обычно сеяла без этих гряд? А проходы я обязательно замульчирую той же соломой, благо у меня ее много сейчас. Физически не осилили в эти выходные, после 9 мая отчитаюсь.
ответить(с цитатой)
Игорь Лядов 05.05.2011 01:04 (ссылка)
Re[3]: Теплые грядки
Наталья, садите всё, что угодно. Не бойтесь, у Вас будет хороший урожай. Единственное, что грядка будет осидать, если много растительных остатков. Вместо Байкала готовте собственный "Биостим". Почитайте в моём блоге "Богородская землица". Так что садите не бойтесь.
ответить(с цитатой)
Ирина Смирнова 07.05.2011 20:02 (ссылка)
Re[4]: Теплые грядки
Игорь,а в Вашем блоге написано:"доступ запрещен"
ответить(с цитатой)
александр Алисеенко 17.08.2011 13:21 (ссылка)
Re[3]: Теплые грядки
У нас доску дорого купить,чтобы грядки делать,использовали старые коробки дверные и оконные,а так же старый шифер нарезаный поперек волны,он очень хорошо входит в землю.вам также можно вдоль грядок к доскам вогнать в землю порезаный болгаркой старый шифер. мы его присматривали у тех кто менял крышу .
ответить(с цитатой)
алла лебедева 04-05-2011 14:48 (ссылка) Это спам
Re: Теплые грядки
Говорят, что баклажаны очень любят расти на теплых грядках, но с навозом. Сама хочу попробовать в этом году этот способ. У меня есть кроличий помет вместе с подстилкой и др. отходами. Сколь заложить посмотрю позже. А вообще садите огурцы, кабачки, патисоны, тыквы. Попробуйте посадить дыни и арбузы, но в лунку добавьте очень много песка, они любят. Удачи!
ответить (с цитатой)
Свернуть
Надежда Фадюхина 04.05.2011 17:11 (ссылка)
Re[2]: Теплые грядки
Вы знаете ,кроличий помет очень плохо использовать под культуры, после него все зарастает травой.Этот помет состоит в основном из переработанной травы.Из собственного опыта знаю.
ответить(с цитатой)
Любовь Родионова 04-05-2011 21:20 (ссылка) Это спам
Re: Теплые грядки
Прислушайтесь к советам Игоря Лядова.Судя по его урожаям он знает толк в теплых грядках.
ответить (с цитатой)
Свернуть
Наталия Колосок 06.05.2011 22:50 (ссылка)
Re[2]: Теплые грядки
Это точно. Его фотографии смотришь, и хочется снова начинать смотреть с первой.
ответить(с цитатой)
ЛАРИСА ЖУКОВА 06-05-2011 13:36 (ссылка) Это спам
Re: Теплые грядки
Лучше покупать концентрат Байкала ЭМ. У вас на 1 фотографии стоит бутылочка уже разведенного Байкала.
ответить (с цитатой)
Свернуть
Наталия Колосок 06.05.2011 22:52 (ссылка)
Re[2]: Теплые грядки
Да, Лариса, это литровые бутылки, я добавляла по 100 мл на лейку. Он у нас стоит 180 руб. бутылка. А концентрат мне не попадался. Он выгоднее?
По просьбе многих моих друзей расскажу вам, как я выращиваю овощи. Таким способом уже садят многие дачники. Постараюсь вам объяснить. Я работаю, поэтому на дачный участок могу выезжать только на выходных. При этом надо отдохнуть после трудовой недели, покушать шашлык, попариться в бане, ну и маленько потрудиться на земле.В настоящее время в садоводстве существует несколько проблем: Плодородие почвы падает. Земля становится плотной, истощенной и имеет серый цвет. Падение плодородия влечет за собой уменьшение собираемых урожаев.
Применение минеральных удобрений и ядохимикатов ведет к заражению почвы, воды, воздуха и продуктов питания, что приводит к болезням людей.
Традиционная агротехника, применяемая большинством садоводов, очень трудоемкая. А это снижает интерес к садоводству среди молодежи.
Тем не менее, все эти проблемы достаточно легко решаются, если вместо традиционного земледелия применяется Природное. Такая агротехника не только сохраняет, она еще и восстанавливает плодородие почвы. Следствием является повышение урожайности садовых культур. Минеральные удобрения не применяются, что сохраняет чистоту Природы и сохраняет здоровье человека. Ряд садовых операций в природной агротехнике применяется реже, чем при традиционной. А некоторые в ней совсем отсутствуют. Все это снижает трудоемкость обработки земли и ухода за растениями.
На мой взгляд, важнее вернуться к природе и забыть постулат, будто почву нужно пичкать удобрениями, терзать лопатами и посыпать ядохимикатами. Естественное земледелие – это прежде всего, щадящая обработка почвы, защита её от перепада температур, возвращение питательных веществ, которые земля щедро отдала растениям.
Каждый год весной, приезжая на свой дачный участок, мы сеем или высаживаем овощи на свои грядки. Размер грядки шириной от 1,4 метра до 2 метров, дорожки между ними от 20 см. до 40 см. максимум. Это называется традиционный способ посадки овощей на грядку. Растение на таких грядках, особенно в середине, часто болеют, подвергаются загниванью, от этого плохо развиваются, овощи мелкие, долго не хранятся. Зато для вредителей ослабленное растение и хорошее питание, и возле него можно отложить потомство. Полоть, обрабатывать такие грядки одно мучение.
Но на такой грядки я увидел одну положительную сторону. Крайние растение, относительно тех, которые расположены в середине, выглядели более достойны. Более крупные, не подвержены болезнью и их удобно пропалывать, прорежать и т.д.
Так же я задумался ещё над одним фактором. Одиночное дерево по аллеям в черте города, никто его не подкармливает, листву которое оно скидыват и то стараются убрать для внешнего вида и красоты. Хотя это листва могла бы служить подкормкой дереву. Так за счёт чего это дерево существует и где оно берёт питание? За последние годы учёные установили, что растение около 60% берут питание из воздуха. Это конечно интересно.
Непредсказуемость нашего Дальневосточного климата, высокие перепады температур, ночных и дневных, засушливое или дождливое лето, чрезмерное выпадение осадков к концу августа и начало сентября подтвердило выбранные мной за долгие годы проб и ошибок приёмы возделывания овощей.
Я пришёл к выводу о том, что нужно искать другой способ менее трудоёмкий, но при этом с возможностью получать более высокие урожаи. Я совместил две технологии.
1. «Узкие гряды – уникальная технология овощеводства для малых площадей».
2. «Агротехника природного земледелия».
Я укрепился во мнении, что именно органика может раскрыть все возможности растений, экономя силы и время. Только на хорошем компосте можно увидеть и оценить качество западных и отечественных сортов: большинство из них создаются для органической почвы. Уверен: от органики нам никуда не деться. Всего то и делов: научиться компостировать и ещё устроить стационарные грядки – один раз на много лет.
Овощеводство на узких грядах была разработана Дж. Митлайдером в 70-е годы прошлого века и привезена автором в Россию в 1989 году.
Но слепое копирование приёмов и советов, даже самых лучших, ни к чему не приведёт. Должен быть творческий подход и к пониманию биологических закономерностей самой культуры, и процессов, происходящих при её возделывании. У Митлайдера один недостаток (это моё мнение) при использовании минеральных удобрений вкус плода - неестественный. Чтобы исправить это – я вместо минеральных подкормок использую перегной, золу, навоз, настой трав и т.д. (я сторонник органических удобрений). Я за чистый экологический продукт.
Но не надо воспринимать минеральное удобрение как отраву. Единственное соблюдайте дозу. Лучше не докормить растение, чем его перекормить.
За что особенно благодарен я Дж. Митлайдеру – это за разработку узких грядок. Хотя Митлайдер не рекомендует ставить короб на узкие грядки, я всё таки сколотил короба. Сама природа подсказала мне это. Весной многие дачные участки затопляет, вода не успевает сходить, в проходах стоит вода. Такая же проблема у нас и в конце августа и начале сентября – дожди льют днём и ночью. Да и в середине лета дождь может лить 2 – 3 дня, а может за полчаса залить весь огород.
Поэтому поднятие грядки на 15-25 см. выше дорожки - решает эту проблему. Ширина гряды 60 – 100 см., длина произвольная. Промежуток между грядками 60 - 80 см. Это только кажется, что земля в проходах гуляет без пользы. Именно проходы и работают, да ещё как!
Овощной контейнер – это высокая грядка, стенки которой сложены из кирпича, брёвен, бруса, доски, камня, шифера … Грядки вытягиваются с севера на юг. Проходы между ними можно замульчировать песком, опилками, рубероидом и т. д. Я предпочёл газон, который раз в месяц стрижу триммером. Некоторые проходы я засыпал опилками. Красота огорода никого не оставляет равнодушным. Сорняков нет, участок чист и красив.
Ящик – короб заполняется органикой. Вниз кладутся растительные остатки (трава, солома, листва), затем компост или навоз, или проливаем настоями трав и тому подобное; в верхний слой кладётся земля с проходов. Таким образом, заполняется короб.
Каждая грядка - это 2 ряда овощей, посаженная вдоль краёв в шахматном порядке между овощами. В этой геометрии скрыт огромный резерв продуктивности, давно замечено: крайнее растение развивается чуть не вдвое лучше тех, что в середине – у них гораздо больше света и пространства для роста. А тут – все растения крайние. Широкое междурядье и нужно для того, чтобы дать им свет и простор. Маленькая площадь органики даёт больше, чем большая площадь почвы. Тот, кто хотя бы один сезон поработал на узких грядах, убеждается в огромных возможностях этого метода и уже просто не может вернутся к традиционной технологии. Работая на грядах, человек испытывает радость не только от хорошего урожая, но и от самого процесса выращивание овощей.
Красота огорода, который больше похож на парк, никого не оставляет равнодушным. Сорняков нет, участок чист и красив.
В два ряда в шахматном порядки я сажу капусту, баклажаны, перец, томаты и т. д.
В четыри или в три ряда я высаживаю лук, чеснок, свеклу, салаты, редис, морковь и т.д.
Недостатки Требует материальных затрат в первый год на постройку грядки. Этот малюсенький недостаток делает контейнер недоступным большинству дачников.
Преимущества
Такая грядка работает несколько лет, можно сказать вечно (пополнять её отходами, растительными остатками, листвой и т. д.). После выкопки, сейте сидераты. При посадке не надо в лунку вносить ни компост, ни перепревший навоз. Такая грядка сама является компостом.
Перегной не вымывается, так как грядка огорожена.
По мнению многих агрономов 60 – 80 % растение получают питание из воздуха, поэтому большие проходы играют значительную роль в биологическом процессе растения. Культура получает хорошую освещённость и достаточный поток воздуха.
Около 30% растение получает питание с земли. Естественно что на узкую грядку расход органических и минеральных удобрений расходуется в 2 раза меньше, относительно стандартной грядки. При этом урожай на много выше вы получите с узкой грядки. Я проверял это в течении нескольких лет и это видно по моим фотографиям.
Содержит большой объём питательных веществ, запас влаги
Удобен полив.
Нет застоя воды
Не требует окучивания,
Не требует прополки – если грядку замульчировать
Не требует перекопки, только рыхление на 7 – 10 см.
Можно производить раннею посадку, так как грядки весной прогревается быстрее, чем обычная
На узких грядках легко делать севооборот. Где в прошлом году садили лук, в этом году можете посадить морковь или капусту. Грядки все одной ширины.
Урожайность повышается на 100% и выше.
Клубни, корнеплоды чистые без видимых признаков болезней
Красива и удобна в работе.
Занимает минимум места, не создаёт грязи и беспорядка.
Очень удобно делать укрытие пластмассовыми дугами, которые продаются в семеноводческих магазинах. Ставим 2 колышка с обоих сторон грядки и одеваем на них дугу. Расстояние между дугами около метра. В зависимости от длины грядки вы устанавливаете нужное количество дуг. Поверх дуг можно использовать укрывной материал или плёнку, пока не минует угроза заморозков.
Вот эта система узких грядок и позволяет мне получать постоянно высокие урожаи, независимые от капризов погоды и условий самого участка.
Я цветочки обрываю -не ругается она.
Вот когда я подросту-все на место посажу
И у бабушки любимой я прощенья попрошу.